Возрастные особенности

Суммируя все данные, можно заключить, что организация внимания в ходе индивидуального развития существенным образом зависит и определяется функциональным созреванием лобных отделов мозга, запускающих и регулирующих отдельные, связанные с ними системы активирующих влияний различного качества, как генерализованные, так и локальные по своему эффекту.

Качество и интенсивность возникающей активации, ее распределение во времени, приуроченность к различным процессам адекватны характеру выполняемой деятельности, что свидетельствует о наличии хорошо организованной системы управления, располагающей результатами многопараметрического анализа, обработки и оценки всех аспектов стимуляции и различных характеристик содержащейся в ней информации.

Следует остановиться и на возрастных особенностях внимания у детей старшей группы. Уже отмечалось, что в характеристиках произвольного внимания к этому возрасту наблюдаются существенные изменения количественного характера. В то же время результаты физиологического эксперимента выявили и значительные качественные перестройки, связанные прежде всего с показателями организации внимания.

Поскольку выявленный в этом возрасте упорядоченный многофазный ход гашения предположительно отражает выдвижение и оценку гипотез относительно стимула, можно думать, что в поддержании и динамике внимания в этом возрасте существенную роль начинают играть собственные внутренние механизмы, когда сам испытуемый ставит вопросы и задает деятельность.

По-видимому, возрастные преобразования, происходящие к 9-10 годам жизни, отражают появление и развитие волевого и после произвольного внимания, весьма существенного для учебной, профессиональной и творческой деятельности человека. Нужно отметить высокую информативность использованной в исследовании модели изучения внимания.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ