Доминирующая потребность

Основным фактором, первично обусловливающим значимость того или другого раздражителя или его отдельных признаков, проявляющихся в каждой конкретной поведенческой ситуации, является доминирующая потребность.

Если на самых ранних этапах онтогенеза ОР был тесно связан с основными базовыми потребностями, то по мере развития происходило его все большее обособление, вернее, формирование связи с другой категорией потребностей, главным образом потребностью в познании, в притоке информации, которая проявляется с того момента индивидуального развития, когда ОР начинает включаться в процесс восприятия и анализа нового стимула.

Проведенное исследование эффектов влияния познавательной мотивации на характеристики внимания показало, что выраженность познавательной мотивации определяет показатели объема внимания и способности к его распределению. Особенно существенно, что у детей 7 - 8 лет с высоким уровнем познавательной мотивации выявилось преобладание процента реакций блокады альфа-ритма в ответ на нейтральный раздражитель в левом полушарии, не отмеченное при меньшем уровне мотивации и сходное с тем, что наблюдается в старшей возрастной группе.

На основе этих данных можно полагать, что у выделенной группы детей обнаруживается возможность вычленения информационной значимости стимула, а также оперирования ею в динамике внимания: именно в группе первоклассников удалось наблюдать перестройки вызванной активности, адекватные градациям информационной значимости одинаковых по физическим характеристикам простых зрительных стимулов - вспышек света. Дошкольники улавливали наиболее значимые моменты серии стимулов - начало и конец, но это отношение не становилось постоянной стратегией и не сопровождалось дифференцированной оценкой других компонентов системы - менее значимых раздражителей, расположенных в середине ряда.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ