Функциональная зрелость

Дифференцированное включение различных областей коры при предъявлении зрительных стимулов различной сложности свидетельствует об увеличении степени их функциональной зрелости.

Из морфологических исследований известно, что к 7-летнему возрасту в основном заканчиваются рост поверхности ассоциативных областей и дифференцировка нервных элементов отдельных слоев коры. К этому возрасту наблюдается существенное улучшение перцептивных процессов: выбор эталонной фигуры из ряда подобных, подвергнутых трансформации, соотнесение предметов с эталонами. В наших исследованиях по выработке реакции различения зрительных изображений было показано более быстрое по сравнению с младшими дошкольниками формирование эталонов, позволяющих детям 6 - 7 лет быстро ориентироваться в предъявляемом наборе стимулов.

Большая дифференцированность функций различных областей, входящих в системное объединение при осуществлении отдельных операций анализа зрительного стимула, может, очевидно, лежать в основе существенного изменения константности восприятия. Известно, что у детей 3 - 4 лет распознавание фигур происходит вне зависимости от их поворота вверх или вниз.

Сравнительное изучение константности восприятия фигур при отклонении их на различные углы от фронтальной плоскости у детей 3 - 4 и 6 - 7 лет показало уменьшение константности у детей старшего возраста. Аналогичные данные получены и в экспериментах на животных. У щенков сразу после прозревания наблюдается инвариантность к любому повороту фигуры, в то время как взрослые животные обладают лишь инвариантностью при повороте фигуры вокруг вертикальной оси, при повороте же фигуры вокруг горизонтальной оси инвариантность отсутствует.

Поиск по сайту:


СИСТЕМА ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ