Абстрактные признаки

Выявившееся в исследованиях преимущественное вовлечение в реакцию при внимании у детей 9 - 10 лет левого полушария является свидетельством того, что механизмы ОР начинают включаться в анализ и оценку не только конкретных характеристик стимулов, но и присущих им более отвлеченных, абстрактных признаков.

Подтверждением этой направленности онтогенетического развития внимания служит изменение с возрастом соотносительной эффективности эмоциональных и нейтральных стимулов для вызова и поддержания внимания в пользу последних. В 3 - 4 года различия в эффективности этих стимулов четко не прослеживаются; это обусловлено, видимо, чрезвычайно выраженным в данном возрасте предпочтением новизны, как таковой, что приводит к повышению реактивности системы к тонам - нейтральным стимулам, но предъявлявшимся первыми в эксперименте.

В 6 - 7 лет количество реакций дефинитивной направленности в альфа-диапазоне на эмоционально значимые стимулы преобладает в правом полушарии, в 7 - 8 лет - в левом, превышая таковое на нейтральные. Только к 9- 10 годам устанавливаются обратные соотношения, и эффективность нейтральных стимулов для вызова и поддержания внимания приближается к имеющейся у взрослых. Таким образом, до 7 -8-летнего возраста включительно преобладает эффективность эмоционально значимых стимулов.

При этом важно отметить, что если у дошкольников это преобладание отчетливо проявлялось в правом полушарии, то у школьников 7 - 8 лет оно наблюдается в левой гемисфере, что может свидетельствовать при учете функциональной гетерогенности полушарий о наличии помимо непосредственного восприятия эмоционально значимого стимула процесса вычленения в нем и других, более отвлеченных свойств.

Подтверждение этого предположения можно найти в результатах работ, исследовавших эффекты влияния эмоционально значимых стимулов на особенности их восприятия по показателю ВП в возрастном аспекте.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ