Эмоциональная активация

Эмоциональная активация в ответ на новые стимулы в дошкольном возрасте, не приводящая к высоким степеням эмоционального возбуждения, тем не менее, характеризуется присущей эмоциональному реагированию генерализацией, гипер компенсаторными сдвигами, имеющими приспособительный характер, что подтверждается в наших исследованиях значительной выраженностью вегетативных компонентов ОР и их большей стойкостью по сравнению с корковым компонентом.

Для возникновения эмоциональной активации характерна ситуация дефицита информации о стимуле. Отмеченная в наших исследованиях затрудненность выделения информационных характеристик стимула в дошкольном возрасте объясняет повышенную эмоциональность детей 3 - 6 лет. Особенности, свойственные включению в реакцию эмоциональной активации: генерализованность, недифференцированность - согласуются с возрастной спецификой функционирования воспринимающей системы мозга у 3 - 4- и 6 - 7-летних детей. Скачок в ее развитии приурочен к старшему дошкольному возрасту и проявляется в смене генерализованного вовлечения в реакцию на сложные зрительные стимулы различных областей коры их специализированным участием в процессах восприятия и анализа изображений.

Этому качественному сдвигу соответствует и большая дифференцированность реагирования на новые стимулы в системе ОР - появление, наряду с увеличением медленных волн и экзальтацией альфа-колебаний, реакций блокады альфа-ритма, главным образом в каудальных отделах правого полушария При этом, по данным З.В.Денисовой с соавторами и П.В.Тараканова, в 6 - 7-летнем возрасте формируется межполушарная асимметрия при эмоциональном реагировании и правое полушарие становится ведущим в контроле эмоционального поведения.

Степень контроля возрастает в ходе индивидуального развития, и эмоции у более старших детей, как было показано выше, начинают вплетаться в структуру более совершенной познавательной деятельности. Можно предполагать, что начиная с младшего школьного возраста включается и развивается постулированная П. В. Симоновым зависимость эмоционального реагирования от вероятностных характеристик, полноценно проявляется информационная природа эмоций, так как способность к вероятностному прогнозированию также постепенно формируется в онтогенезе.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ