Рассогласования

Выделение информационной значимости стимула и более дифференцированная оценка ее градаций, происходящие в исследованный период онтогенеза, обусловливают возникновение ряда рассогласований. Последние, приводя к появлению и поддержанию внимания, обеспечивают пролонгирование операций по обработке стимулов, что ведет к более полному познанию ситуации.

Этот факт также указывает на связь процесса внимания с познавательной потребностью и на важную роль, которую оно начинает приобретать у старших школьников. Берлайн выделяет в структуре познавательной потребности, по крайней мере, 2 категории, что можно перевести как стремление к ощущениям и стремление к познанию при всем широком содержании этого понятия. Можно думать, что в старшей возрастной группе внимание начинает проявляться в зависимости от второй, более зрелой категории потребности и модулировать определяемую ею деятельность.

При этом не только привлечение внимания получает более широкую обусловленность за счет расширения состава признаков, могущих вызывать ОР, но и поддержание внимания при действии системы раздражителей становится более длительным и закономерно отражает градации новизны и значимости, что проявляется в отмеченном нами формировании организованного хода процесса угасания ОР с возрастом.

Таким образом, только к 9 - 10 годам жизни процесс внимания приобретает характеристики, близкие к дефинитивным, и близкую к дефинитивной функциональную значимость. Этот факт длительного становления столь важной психофизиологической функции, подчеркивая сложность ее внутренней организации, ставит вопрос о форме проявления и функциональной значимости процесса внимания на более ранних этапах индивидуального развития.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ