Фокус реактивности

Наряду с особенностями локализации реактивных изменений в различных областях коры больших полушарий в исследовании выявилась и перестройка их латерализации, особенно отчетливо при сравнении данных, полученных на детях 6 - 7 и 9-10 лет.

Если у старших дошкольников основной фокус реактивности при внимании имеет правополушарную локализацию, то в старшей возрастной группе он перемещается в левое полушарие. Возрастающая роль левого полушария в процессе индивидуального развития хорошо известна и у человека обычно связывается с формированием речевой функции и вербально-логического мышления, оперирующего более отвлеченными абстрактными категориями - относительными признаками раздражителей.

Однако связь формирующейся латерализации функций с речью, по-видимому, не обязательна: в последнее время благодаря серии работ лаборатории, руководимой В.Л. Бианки, принцип латерализации функций был распространен и на интегративную деятельность животных. В обобщающей работе этого направления приводятся данные, свидетельствующие о том, что анализ и обработка относительных признаков, особенно в затрудненных условиях, непременно осуществляются с вовлечением левой гемисферы.

Можно думать, что основным фактором, определяющим функциональную латерализацию процессов переработки информации, является качество анализируемого признака вне зависимости от того, в какую функцию он включен: чем он более абстрактен, чем сложнее его обработка и выше значимость для принятия решения, тем с большей вероятностью можно ожидать включения в реакцию левого полушария. Поэтому латерализация функций для разных задач и видов деятельности может иметь в каждом случае свою специфику.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ