Вегетативные показатели

Показано, что как у 3 - 4-летних, так и у 6 - 7-летних детей предъявляемые стимулы эффективны для вызова ОР по вегетативным показателям: замедление частоты сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и по ЭЭГ критериям. Однако формы проявления реакции активации в ЭЭГ существенно различны.

В дошкольном возрасте чаще обнаруживаются вовлечение в реакцию тета-диапазона и иная направленность изменений в диапазоне альфа - экзальтация альфа-волн. Как отмечалось, такие особенности ЭЭГ присущи эмоциональному реагированию, которое в ответ на новые стимулы проявляется с 2 - 3-месячного возраста.

Высокая чувствительность в дошкольном возрасте к эмоционально значимым стимулам хорошо известна и выявилась в наших исследованиях в виде большей эффективности этих раздражителей по сравнению с нейтральными. По-видимому, для дошкольного возраста в проявлениях внимания существенный вклад принадлежит активации эмоционального характера. Действительно, в 4-летнем возрасте обнаруживается очень высокая степень предпочтения новых стимулов, новизна обладает повышенной привлекательностью.

На основе некоторых данных можно думать, что это связано с возрастными особенностями участия в системе активации гиппокампальных структур. Показано, что так называемая реакция спонтанного чередования - выбора всегда нового действия из двух возможных - обусловлена функциональным созреванием гиппокампа.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ