Смена систем

Смена ведущих систем активации в ситуации внимания приурочена в онтогенезе к возрастному периоду 6 - 8 лет. Можно полагать, что этот физиологический механизм лежит в основе выявленного расхождения категорий предпочтения и внимания с 7-летнего возраста с обособлением последней к 10 годам.

В нашей работе показано, что именно в этот период прогрессивно нарастают встречаемость и выраженность блокады альфа-ритма, снижается эффективность непосредственной эмоциональной значимости стимула для привлечения внимания. В ходе угасания ОР в 10-летнем возрасте отмечаются случаи сохранения ЭЭГ реакции активации при отсутствии вегетативных компонентов. Этот факт, отмеченный у взрослых, отражает продолжающуюся «умственную» активность, что аналогично «перенесению поиска в сферу нейрональных моделей» и перебору различных гипотез и экстраполяции, осуществляющихся во внутреннем плане.

Важными факторами, обусловливающими выявленные в 9-10-летнем возрасте изменения в возникновении и направленности активирующих влияний при ОР, являются формирование мышления ребенка, смена этапов развития которого приходится на 7 - 8 и 11-12 лет, и установление двусторонних связей нового уровня анализа и интеграции с системой активации.

Поиск по сайту:


ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ